В 2002 году  на открытии  Всебурятского фестиваля «Алтаргана», которое проходило   на стадионе поселка Агинское, представители шэнэхэнского землячества шествовали под синим знаменем.  Они  также участвовали в «Алтаргане» в Монголии. А  в  2012 году, когда Международный Бурятский фестиваль вновь собрал  в  Агинском  сотни бурят отовсюду, все привычно аплодировали  шэнэхэнцам, участвовавшим в разных конкурсах.  Молодежь в основном шла в колонне под синим знаменем.  А вот их землячка Цынгил из Могойтуя завоевала серебряную медаль  Международного Всебурятского фестиваля «Алтаргана», представив на конкурс  замечательный традиционный дэгэл.   Её муж, 60-летний  Цырын Доржи впервые участвовал в «Шагай наадан», также показав свое мастерство.  В одном из конкурсов «Алтарганы» победила иЦэдэнэ Дулма, чабанка из Цокто-Хангила.

   Сам Жамбал Жапович Дашицыренов, руководитель землячества шэнэхэнских бурят Агинского Бурятского округа,  участвовал в   конкурсе «Морин Эрдэни»  в ходе «Алтарганы-2012»,  украсив по всем правилам своего скакуна. По словам  уважаемого Жамбал Багши, как называют его в Агинском, в этом году  шэнэхэнцы также будут участвовать в конкурсах «Алтарганы».

   Уникальность шэнэхэнских бурят, проживающих более 100 лет в Китае,  в том, что им удалось сохранить язык,   обычаи, традиционное монгольское письмо, национальный костюм.   Исход бурят в Шэнэхэн (Китая) в начале ХХ века связан с политическими событиями в России.  Так в  1918 году некоторая часть агинских бурят и часть хамниганов под предводительством Найдаг-нойона, захватив с собой работников, домашний скот и имущество, укочевала в Хулун-Буир, в местность Шэнэ Барга Правого хошуна и в Старобаргутский хошун. Там в местности Шэнэхэн  был образован бурятский хошун. Его даргой назначили Раднын Абиду…

Вот и предки Жамбал Багши по отцовской линии родом из Ага-Хангила перебрались сначала в Новую Зарю, а затем оказались в  Шэнэхэне.В 1920-х годах  в Китай эмигрировала  часть агинских бурят  из трех сомонов Цугольского хошуна:  Борзя-Шэнэстуйского, Бэлигтуйского и Хуандинского.  Небольшой процент бурятских эмигрантов в Шэнэхэне составляют выходцы из Баргузинского, Хоринского, Бичурского и других районов Бурятии.  В Хулун-Буире  проживают не только забайкальские буряты, но и  потомки боханских и балаганских бурят.

   Выжить и сохранить свои традиции и родной  язык шэнэхэнским бурятам помогла национальная идея возвращения в будущем на Родину.   Но некоторые из них, перебравшись в родные края,  не смогли  адаптироваться в новых российских  реалиях и вернулись  в привычную среду  Внутренней  Монголии Китая.

  Здесь, в поселке Агинское,  с 1993-1994 годов живут более 20 семей из Шэнэхэна.   Они поддерживают связь между собой и с  оставшимися  в Китае родственниками.  Еще крепче эта связь стала  благодаря встрече шэнэхэнцев  в Агинском национальном музее имени Г. Цыбикова.  Все они были рады общению и этому  знакомству. Тогда и избрали  руководителем землячества Жамбал Багша, которого в округе все знают и уважают.

Там, в Шэнэхэне, он также был известным эмчи-ламой.  Жамбала Багшу пригласил в Агинскую Буддийскую академию преподавать тибетскую медицину её основатель  Бабу лама. В свое время В.Л. Чимитдоржиев  побывал в Шэнэхэне, где и познакомился с  известным эмчи –ламой.Так в течение  20 лет Жамбал Багша  и проработал преподавателем. Его супруга Намжилма прославилась шитьем  национальной одежды.  Как и прежде, у них свое хозяйство, только коров одних десять голов. 

По  стопам Жамбала Багши пошли дети. Старшая дочь Цырендулма также лечит людей.  Сын Жамсо, ставший эмчи-ламой, живет в Новосибирске и  его также знают и уважают  в сибирской  столице.  Дочери живут рядом с родителями.      Уважаемый Жамбал Багша с   супругой  Намжилмой обрели здесь не только друзей. Их четверо внуков считают родной агинскую землю.

От admin