«…Когда человек приближается к пределу своего «Я», когда он решается докопаться до самого сокровенного своей личности, в его крови восстают тайные силы всех его предков…», — это утверждает Стефан Цвейг  в своем  историческом романе «Мария Антуанетта».  Наверняка, каждый, кто знает свои корни  или  пытается узнать,   убедился в  правоте  писателя, тонкого психолога.

Хочу рассказать о нашем дедушке, ветеране Великой Отечественной войны Арьяеве Бадме Арьяевиче,   который родился в 1903 году   в местности Саган — Нур Баргузинской долины, у подножия Икатского хребта. Родился в зажиточной, по тем временам, семье. Но этот достаток давался тяжелым крестьянским трудом. Его дед Буянто Санхалдаев — глава рода.

Наш дед слева

Наш дедушка Бадма Арьяевич очень любил лошадей, ухаживал за ними, заботился о них, даже лечил их. И когда он поступил на военную службу, то попал в кавалерию. Кавалерийские казармы находились в районе сегодняшней юношеской библиотеки  Улан-Удэ, а другие — в станице Нижняя Березовка (ныне станция Дивизионная). То была знаменитая легендарная Бурят-Монгольская кавалерийская дивизия, которая официально именовалась как 5-я отдельная Кубанская кавалерийская бригада. Командовал ею тогда будущий Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский.

Основным оружием кавалериста была шашка, на голове они носили будёновки. Вот такие отличия были у кавалерии в пешем строю. Дед был небольшого роста, сухощав, подтянут, физически отлично сложен. Ему легко давались многие трюки так называемой «джигитовки»— он с легкостью мог пролезть под скачущей галопом лошадью, длительное время следовать на большой скорости на боку скакуна, свесившись с седла.

Кавалерия   — это род войск наступательный. Но наша армия в первый год войны в основном отступала. Попав на фронт, дед и некоторые его земляки были распределены в артиллерию. Позже, спустя много лет, на вопрос своей старшей дочери Валентины: «Что ты делал на войне?», он скромно ей ответил: «Пушки таскал…». Потому что лошади использовались как гужевой транспорт — на подводах перевозили раненных, орудия, боеприпасы и продовольствие.  Дед участвовал в боях под  Орлом осенью-зимой 1941 года. В ходе одного из них он получил тяжелейшую контузию — силой взрывной волны кости черепа повело так, что его лицо в тот момент было искажено до неузнаваемости:нижняя челюсть выбита, его рот был на боку, разбита ключица. Какое-то время дед находился без сознания, вследствие чего была обморожена нога…

Ситуация на фронтах была близка к катастрофе. Медицинское обеспечение госпиталей было организовано очень плохо. Находясь в госпитале, он заразился малярией,  и целый год мотался по прифронтовым госпиталям. Очень долгодед  лечилсяв тылу, в госпитале в Уфе. Он  надеялся,  что его восстановят, и он дальше продолжит давить фашистскую гниду.  Но деда в итоге так и не смогли поставить обратно в строй. В 1943 году он был комиссован по ранению. Так для деда  закончилась война.

Кстати, в ходе Орловско-Курской военной операции Красная армия нанесла первое крупнейшее поражение немецко-фашистским захватчикам в Великой Отечественной войне. То была первая большая победа над врагом.   Внёс свой вклад в ту победу и наш дедушка.

Бадма Арьяевич был  награжден медалью «За победу над Германией».  Дома его ждала семья — жена и двое маленьких детей. К сожалению, двое сыновей во время войны не выжили.  Но позднее  бабушка родила еще сына и дочь. После войны Бадма Арьяевич долгие годы проработал на почте в Баунтовском районе. Работа была связана с доставкой корреспонденции по маршруту Багдарин – Ципикан, а это около 100 км по бездорожью, несколько дней в пути.  Поскольку почту возили гужевым транспортом, то  деятельность деда  вновь была связана с лошадьми. Бывало так, что он получал загнанную и изможденную лошадь, у которой путь был  только на скотобойню. Дед же выхаживал её и возвращал обратно в строй. Односельчане, и не только они, очень удивлялись этой его способности.

В общении с людьми, как мне рассказывали, дед был немногословен, строг  и при этом весьма остр на язык. Говорил  онмало и только по делу. За это многие деда побаивались, но все без исключения уважали. Бадма Арьяевич прожил  интересную, насыщенную событиями  жизнь. В ней не было места лени, лжи, трусости, предательству. Главными его достоинствами были трудолюбие, честность и справедливость. Таким он остаётся в  нашей памяти.

Умер дедушка в 1967 году, тогда у него было два внука. Сегодня  нас, его потомков, уже более 20 человек.

Внук Арьяев Булат Владимирович

от admin