объединяет всех, кто стремится к миру, добру и просветлению
Не остановиться здесь, возле придорожного кафе «Сагаан Дали» близ станции Бада Хилокского района Забайкальского края, невозможно. Внимание проезжающих по федеральной автотрассе М-55 Иркутск-Чита привлекает дуган «Намдол Пунцоглин» («Счастливая Земля полного освобождения») ,возведенный здесь в 2012 году. Его история свидетельствует не только о возрождении буддизма в Хилокской долине. В течение десяти минувших лет верующие во главе со старшим ламой (ахалагша) дугана Дандаром Базаржаповым демонстрируют свои лучшие качества, в числе которых готовность помогать и созидать.

«Люди должны знать, кто такие буряты…»
С самого начала дуган «НамдолПунцоглин» объединил не только хилокских бурят. Вот уже десять лет сюда на хуралы и праздники приезжают и кижингинцы. Ведь дуган входит в приход Кижингинского дацана Буддийской традиционной Сангхи России, расположенного в Кижингинском районе Бурятии.С помощью верующих и появился на его территории уникальный ансамбль монументальных статуй Божеств Зеленая Тара, Белая Тара и Арьябала. А осенью 2022 года его дополнила столь же величественная статуя Гомбо Сахюусана (санскрит. Махакала), главного защитника Дхармы. Такого аналога монументальным буддийским Божествам нет более нигде в России.
— Прежде, чем приступить к работе над статуей Гомбо Сахюусана, у нас были сомнения, стоит ли создавать из камня гневное воплощению Будды Арьябала, — рассказал Дандар лама Базаржапов предысторию её возведения на территории своего дугана.— Но потом вместе с верующими мы решили, что не только в нашей многонациональной стране, как наша, люди должны знать, что такое буддизм и кто такие буряты…

Трудно представить, что не так давно в местности Бугата располагались бурятские стойбища. Хилокские буряты дружно взялись за возведение дугана, а уже черед два года слева от него возвысилась пятиметровая статуя Богини Зеленая Тара, сотворенная руками выдающегося скульптора, уроженца Кижингинской долиныЦыбанаШагдаржаповичаЦыбанова.При поддержке верующих еще через два года справа от дугана была возведена столь же величественная статуя Богини Белая Тара и установлены хурдэ — молельные барабаны, посвященные всем Тарам, которых в буддийском пантеоне 21.А в 2019 году жители близлежащих сел участвовали под руководством Цыбана Цыбанова в создании еще одной монументальной статуи перед дуганом. На освящение самого почитаемого буддистами Божества Арьябала, земным воплощением которого является Его Святейшество Далай Лама ХIV, здесь собрались сотни верующих из близлежащих сел, Улан-Удэ и Читы.

Преданы вере и древним традициям
Осенью 2022 года уникальный ансамбль монументальных статуй дугана «Намдол Пунцоглин» пополнила статуя старшего хранителя Дхармы Гомбо Сахюусана (санскр. Махакала), который защищает Учение и каждого буддиста от невзгод.На благое дело её создания верующие собрали около двух миллионов рублей. Благодаря вкладу губернатора Забайкальского края А.М. Осипова и Фонда развития Забайкалья в размере одного миллиона рублей удалось осуществить все задуманное. Так, на территории дугана появились две Ступы. Одна из них, основание которой коричневого цвета, называется «Колокол» («Няндэ»). Эта Ступа посвящена защитникам Родины в борьбе с коричневой чумой в годы войны, а вторая, с основанием красного цвета, — памяти всех репрессированных…

В прошлом году, начиная с мая, под началом Цыбана Шагдаржаповича Цыбанова над заливкой, изготовлением и установкой статуи Гомбо Сахюусана трудились Баир Владимирович Мункуев, Булат Борисович Аюшеев, Жабхалан Жапович Жамбалдоржиев. А Дашицырен Борисович Будаев изготовил все металлические детали. Сам Дандар лама, принимавший участие в изготовлении и установке статуи Махакалы, так вспоминал те горячие дни:
— Мы, четыре человека, работавшие вместе с Цыбаном Шагдаржаповичем, были так увлечены делом, что в течение дня вообще могли не разговаривать. Работа продолжалась без перерывов. Питание обеспечивала повар Галсама Булатовна Пардеева…
В те дни в дуган постоянно приезжали верующие отовсюду, чтобы внести свою лепту в благое дело. Они привозили продукты, помогали возводить статую и Ступы, благоустраивать территорию дугана. В их числе были члены Буддийской общины Хилокской долины. Активно участвовали в подготовке важного для всех события супруги Дондуковы, уроженцы Харагуна, ныне проживающие в Чите. Их земляк, харагунец Петр Дугарович Дондуков, проживающий также в Чите, в течение трех лет помогал дугану, общаясь с Дандаром ламой по телефону. И только в ходе работы над статуей Гомбо Сахюусана и возведения Ступ, они с Дандаром ламой наконец встретились. Огромную помощь оказали приехавшие из Сургута сестры Любовь Иринчеевна и Ирина Иринчеевна Унтановы. Внес свою финансовую лепту Торговый дом «Барис» из Улан-Удэ, возглавляемый Вячеславом Дашиевичем Аюшеевым….

И это далеко не все имена участников возрождения буддизма в Хилокской долине, прозвучавшие из уст Дандара ламы Базаржапова на освящении статуи Гомбо Сахюусана в дугане «Намдол Пунцоглин». Добровольцев так много, что мы лишь перечисляем некоторых. Бато Баирович Жалсабон специально приехал из Читы, чтобы сделать подношение дугану на возведение статуи Гомбо Сахюусана. Как оказалось, молодой предприниматель также помогает детским домам.Взносы поступили от настоятеля Зандинского дугана, от Сергея Семеновича Хангашханова из Сохондо, от Владимира Ильича Пешняева из Сургута и многих других. Из Санкт-Петербурга добралась до Бады художник Анна Михайловна Суворова, которая отреставрировала статуи Зеленой Тары и Белой Тары. Её рук дело—рисунки на металлических стенах Хурдын сумэ. Поддержку дугану наряду с краевыми властями оказали и районные.
Осмысливая настоящее
…В тот промозглый октябрьский день 2022 года темно-синий Гомбо Сахюусан предстал перед сотнями верующих в танцующей позе, попирая ногами слоноголовое существо, символизирующее владыку препятствий.Гневное Божество темно-синего цвета, защищающее Учение и каждого буддиста, вызывает огромный интерес всем своим видом. Благодаря стремлению пробуждать сознание верующих Дандар лама познакомил их с Гомбо Сахюусаном — Великим Черным, как называют старшего из десяти Сахюусанов. Огонь за его спиной — огонь мудрости, который сжигает весь негатив. Пять черепов на его голове — это пять пороков: гнев, привязанность, неведение, гордыня и зависть. Третий глаз — мудрость. Шесть рук Гомбо Сахюусана— это шесть безмерных его качеств: даяние, нравственность, терпение, усердие, концентрация, мудрость. Юбка защитника — шкура тигра, символизирующего гнев. Гомбо Сахюусан свободен от него. За его спиной – шкура слона, самого большого животного, что означает отсутствие у Махакалы гордыни…

Благодаря пояснениям Дандара ламы, которыми он предваряет каждое важное событие в истории своего дугана ,верующие словно заново осмысливают жизнь. Современная история дугана Хилокской долины, освященного десять лет назад, — добрый пример преданности бурят вере своих предков и древним традициям. И еще — готовности прийти на помощь. Эта черта роднит людей разных национальностей, стремящихся к просветлению. Вот и в тот осенний день, когда был освящен грозный защитник Хилокской долины, каждый из присутствовавших, наверняка, почувствовал и его готовность помогать всем.
.